Выступление на ШМО классных руководителей

Отчет

об организации работы педагогического коллектива МОУ-ГИМНАЗИИ №2

по профилактике  безнадзорности, правонарушений учащихся, организации индивидуальной работы с несовершеннолетними склонными к противоправным действиям;

по предупреждению фактов пропуска занятий без уважительных причин, система учета лиц данной категории, форма профработы, их результативность и

организация досуга в свободное от учебы время.

 

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации  детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И как следствие  бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Организация работы по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних в МОУ-ГИМНАЗИИ № 2 осуществляется на основании Конвенции о правах ребёнка; Федерального закона РФ «Об образовании»; Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 – ФЗ, на основании плана внутришкольного контроля.

 

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений обучающихся гимназия решает следующие задачи:

  1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
  2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  4. Обеспечение внеурочной и каникулярной  занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
  5. Реализация системы мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
  6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного  уровня образования  к другому.

 

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в гимназии ведется по следующим направлениям:

  1. Пропаганда здорового образа жизни.

Традиционной  в гимназии стала ежегодная акция   “ Мы – за здоровый образ жизни”, в ходе которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей:

единый классный час  «Привычки и здоровье», «Курить –здоровью вредить»,

профилактические беседы о вреде токсикомании, «Наркотики – что дальше?» «Алкоголизм —  это ужасно!»,

  • литературно-музыкальная композиция «Мы выбираем здоровье»,
  • библиотечная выставка,
  • конкурсы газет  «Выбери здоровый образ жизни», «Курить — здоровью вредить»

Результаты   этого:

— ребята  располагают объективной информацией и лучше подготовлены к обсуждению вопросов, связанных с употреблением ПАВ в обществе;

— некоторые начинают курить позже и курят меньше, большинство отказываются от этой вредной привычки или совсем не пробуют табака.

Также учащиеся активно участвуют во всех школьных спортивных мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа,  реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия  (спортивные секции, соревнования),  а также через дополнительное образование ДЮСШ, которая пользуется у наших учащихся большой популярностью. Проводятся дни здоровья, велокросс, турниры по теннису, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – здоровая семья».

Свыше 70 % учащихся зарегистрированы на сайте ГТО и поучаствовали в сдаче  норм ГТО.

 

  1. Организация досуговой деятельности

Большое внимание в гимназии уделяется организации досуга учащихся. Организованы  кружки по следующим направлениям: художественно-эстетическое (хор, вокал, юный художник, танцевальный калейдоскоп, художественное слово), эколого-туристско-краеведческое («Химия и жизнь», «Знай свой край», «Мой край», «Что, где, когда?»), военно-патриотическое («Защитник Отечества», «ЮИД», клуб «Лидер»), культурологическое, физкультурно-спортивное и научно-техническое.   Успешно работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, греко-римской борьбе, спортивному ориентированию. В них в свободное от уроков время занимаются свыше 70% учащихся.

Проводятся общешкольные мероприятия «День знаний», Новогодний бал, посвящение в гимназисты, День защитника Отечества, «Спасибо Вам за тишину!», целевые профилактические  мероприятия в каникулярный период, деловая игра «Молодой избиратель»  и др.

  1. Профилактическая деятельность.

С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения, согласно «Плану  совместной работы с сотрудниками ИДН» в гимназии проведены следующие мероприятия:

— классные часы  «Как не стать жертвой преступления», «Как реагировать на действие преступного мира»,«Уметь постоять за себя», «Остановись у преступной черты», «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

— рейды в семьи с «трудными подростками»;

— профилактические беседы с учащимися и их родителями, состоящими на внутришкольном учете и учете ОПДН;

— общешкольные  родительские собрания «Жестокое обращение с детьми», «Ответственность родителей за воспитание детей», «Профилактика наркомании»;

В гимназии оформлен информационный стенд «Права и обязанности учащихся» для учащихся и их родителей.

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности.

Педагог-психолог, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка, классные руководители и администрация гимназии осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи «трудных подростков», организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, внутришкольном учете.

Сотрудник          ИДН Дятлова Е.В. оказывает профилактическую помощь в работе с учащимися педагогическому коллективу, выступает с сообщениями на родительских собраниях.

В этом учебном году проведено социально-психологическое тестирование и медицинское обследование на употребление наркотических веществ с обучающимися 9-11 классов (247 человек). Лиц склонных к употреблению наркотических средств не выявлено. Лиц склонных к курению —  1 %, склонных к употреблению алкоголя-03%пропускающих уроки без уважительных причин – 1 %.

 

  1. Учетно-регистрационная деятельность.

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в гимназии организован внутришкольный учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

Социальным педагогом составлен социальный паспорт гимназии, где имеются сведения об учащихся и их семьях .

В этом учебном году в гимназии обучается 1122 ученика, из них:

в  полных семьях  воспитывается  —   80 %  учащихся.

в неполных семьях —   20  % учащихся.

количество опекаемых семей  —   8 человек

количество приемных семей —  5 человек

в многодетных семьях   воспитывается  — 115детей

состоят на внутришкольном учете —  15человек

на учете ОПДН – 4человека

склонных к бродяжничеству – 0

употребление токсических веществ  — о

На основании данных социальных паспортов  класса создается банк данных учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении,  группы социального риска, ведётся журнал учёта посещения семей учащихся   с целью оказания   помощи, консультирование  и контроль деятельности  родителей за воспитанием  детей.

На каждого несовершеннолетнего  подростка, состоящего на разных формах учёта или семью, составляется карта индивидуального сопровождения.

В  гимназии осуществляется ежедневный контроль за посещаемостью занятий учениками, своевременное выявление пропусков уроков без уважительных причин. Для этой цели классными руководителями ведется единый журнал учета пропусков занятий, выясняется причина отсутствия ребенка.  Заместитель директора по безопасности и воспитательной работе с целью выявления учащихся, допускающих систематические пропуски занятий, а также разрабатывают систему работы с данной категорией учащихся. Это позволяет снизить количество учащихся данной категории.

В результате, сократилось количество учащихся, на внутришкольном учете до 15 чел., на учете ОПДН до 4 чел.

Таким образом, в  гимназии реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися,  усиления  роли  Совета профилактики, педагогического коллектива  образовательного учреждения.

 

 

Зам. директора по ВР                  Райлян О.Г.

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Вольтер