Тематический семинар

 

 

Тематический семинар

 

«Формы работы классного руководителя с родителями»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель проекта:

Построение индивидуальной траектории работы классного руководителя с родителями.

 

Описание образовательной среды: краткая справка о количественном  и качественном составе педагогического коллектива

Всего педагогических работников -65

Из них на момент написания проекта имеют высшую квалификационную категорию -35чел.

имеют первую квалификационную категорию -(20чел. и 10-вторую)

Прошли аттестацию по новому Положению на высшую квалификационную

категорию- 10чел. и на первую квалификационную категорию -20чел.

 

Актуальность темы проекта:

В связи с введением новых форм и современных  требований в воспитании школьников, умелое сотрудничество с родителями, улучшит  качество образования детей и повысит уровень воспитания.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей включает такие формы работы с семьёй, как — родительские университеты;  конференции; —

индивидуальные и тематические консультации; — родительские собрания, и другие.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:- дни открытых дверей; —

дни творчества детей и их родителей;

— открытые уроки и внеклассные мероприятия;

— помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;

— шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом организовывается  следующими формами деятельности:

— участие родителей класса в работе совета школы;

— участие родителей класса в работе родительского комитета;

— участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

Большая роль в просвещении родителей класса ложится на плечи классного руководителя. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов– психолого-педагогическое просвещение родителей. Наиболее эффективными являются занятия, проводимые в параллели классов. Мы приглашаем родителей, объединённых общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Формами занятий являются лекции, часы вопросов и ответов.

Полезно раз в год проводить родительскую конференцию по таким, например, проблемам- как нравственные уроки семьи-

нравственные законы жизни,

— права и обязанности ребёнка в семье, в школе,

— вредные привычки и как с ними бороться,

— семейные реликвии и что они значат, и др.

Обычно такие конференции готовим постепенно, наблюдая за семьями, затем родителям предлагаем подготовить сообщения, ответы на те или иные вопросы.

Тематические и индивидуальные консультации проводим по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации должны проводиться классным руководителем, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с возникшей проблемой. При подготовке к консультации я провожу индивидуальную беседу с ребёнком, его друзьями, педагогами, причем стараюсь делать это тактично. На консультациях не только обсуждаем проблемы, но и находим пути решения этих проблем.

К сожалению, родителей сегодня нигде не учат, как надо правильно воспитывать детей. Значит, особую значимость должны иметь родительские собрания. Поэтому в разделе функционала классного руководителя проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного

руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

В нашей школе проводятся: — организационные; — текущие или тематические;

— итоговые; — общешкольные и классные родительские собрания.

При подготовке классного родительского к собранию учитель опирается на следующие правила:

  1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
  2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
    3. План проведения собрания должен быть известен родителям.
  3. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
  4. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
  5. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

При подготовке и проведении родительских собраний провожу анкетирование как среди учащихся, так и среди родителей, например, в анкете для детей прошу ответить их на вопросы: -как в твоей семье отдыхают, -назови любимый семейный праздник, -знают ли родители твоих друзей и др. Провожу тестирование, в тесте для родителей «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?» задаю такие, например, вопросы: -ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки, что вы делаете?, -как вы строите свои отношения с детьми?, и др. Также предлагаю родителям памятки об искусстве воспитания.

Одной из форм участия родителей в учебно- воспитательном процессе является деятельность классного родительского комитета.

В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, вылазки на природу, мероприятия на воспитательные темы) плана.

Вовлекая родителей в учебно- воспитательный процесс, привлекаю их к проведению классных часов. Эти классные часы связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, бывают участниками КВНов и спортивных соревнований, музыкальных конкурсов и дней творчества.

Я, как классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, обращаю серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения бывают самыми разнообразными, здесь мне помогает фантазия детей, — это бывают и грамоты, благодарственные письма, шутливые медали, сувениры, дипломы изготовленные самими учащимися.

Ожидаемые результаты внедрения проекта:

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально –нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья– один из главных аспектов нравственного развития личности.

Формы и методы работы с родителями

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально –нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была,

есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья– один из главных аспектов нравственного развития личности.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится

внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации

сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя– это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач («перспектив») общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы — составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика. Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности

-общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Открытые уроки:

обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Ролевые игры

— форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов(положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Посещение семьи

— эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки доброжелательный тон, радость общения.

Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом. Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию- размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – это также одна из функций работы.
Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я — спортивная семья”,“На площадку в выходной мы выходим всей семьей”и праздники “Загляните в мамины глаза”, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера “Встреча с профессией”, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки и мероприятия, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • День открытых дверей
  • Индивидуальные консультации
  • Родительский лекторий
  • Групповые консультации
  • Тематические консультации
  • Ведение тетрадей общения
  • Внеклассные мероприятия с участием родителей
  • Тренинги
  • Родительские собрания с участием детей
  • Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Родословная воспитания семейных ценностей:
-привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
-пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
— привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Вывод по теме проекта.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств

 

 

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Вольтер