Разработка урока по технологии

Разработка урока.

План-конспект

 

Тема:  РАСКРОЙ ИЗДЕЛИЯ (юбка клинка), подготовка изделия к первой примерки.

Цели: закрепить умения в подготовке ткани к раскрою; рас­ширить знания о раскрое симметричных деталей; научить приемам работы ножницами вдоль  контуров выкройки; вы­брать величину припуска на швы в зависимости от свойства ткани; рационально израсходовать ткань,

 

Оборудование: выкройка изделия, ткань, булавки, ножни­цы, портновский мел или карандаш, линейка.

Ход урока

  1. I. Организация урока.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. II. Изучение нового материала.
  5. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Раскройные работы начинают с подготовки ткани к раскрою, которую проводят в следующей последовательности:

1) Перед раскроем большинство тканей (кроме ворсовых — бар­хата, вельвета, некоторых искусственных шелков, и др.) необходимо продекатировать.

Декатирование увлажнение ткани во избежание усадки гото­вого изделия.

Ткань проутюжи­вают в чуть влажном виде с изнаночной стороны, по долевой.

2)  Определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса.

Ткани шерстяные в рулоне обычно свернуты лицом внутрь, шелковые — лицевой стороной наружу. Ткани со сгибом сложены лицевой стороной внутрь. Если ткань выглядит с лицевой и изнаночной сторон одинаково

лицевой считают более качественную сторону.

3) Проверить, нет ли ткацких дефектов. Ткань просматривают с обеих сторон и отмечают мелом или карандашом  дефекты — узелки, дырочки, пятна, сбой

орнамента и т. При раскрое эти места обходят или используют на таких участках, где они не заметны.

4) Срезать кромки, если они стягивают ткань.

5) Проутюжить ткань, чтобы удалить замины и складки.

6) Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой сторо­ной внутрь, уравнивая рисунок.

7) Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. Подготовив ткань к раскрою, приступают к раскладке деталей выкройки на ткани.

Раскладка выкроек на ткани и раскрой должны проводиться на большом столе или ровной гладкой поверхности.

Сложив ткань для раскладки, ее скалывают по краям булавка­ми, чтобы избежать смещения полотен. Если рисунок в клетку или полоску, его совмещают по краям и закалывают.

Раскладывают детали выкройки, строго придерживаясь долевой нити, совмещая долевую нить на деталях выкройки с долевой ни­тью ткани. Проверять правильность расположения выкройки по долевой можно при помощи линейки, отмечая расстояние от кром­ки или сгиба ткани.

На тканях с односторонним рисунком, ворсовых, с асиммет­ричной клеткой, с начесом (байка, фланель) детали выкроек распо­лагают в одном направлении.  На гладкокрашеных тканях и тканях с разносторонним и мелкоузорчатым рисунком выкройки можно раскладывать в любом направлении.

 

Выкройки деталей изделия обычно дают без припусков на швы. Размещая их на ткани, следует учитывать эти припуски. Величина их зависит от вида ткани и способа обработки срезов. На сыпучих тканях припуски на швы по всем срезам деталей увеличивают.

На закрытых срезах величина припусков берется равной 0,7-1 см (линия горловины, пройм, срезы воротника).  На откры­тых срезах величина припуска на шов равна 1,5-3 см (плечевые, боковые швы и др.).

Припуски на подгиб нижнего среза зависят от его формы, спо­соба обработки среза и составляют от 1 до 4-5 см.

  1. Сначала на тка­ни раскладывают самые крупные детали выкройки, между ними располагают мелкие, стараясь наиболее экономно использовать ткань. Отходы ткани неизбежны, но нужно стараться их уменьшать и использовать на самые мелкие детали, обтачки, бейки.

2.Разложив на ткани детали выкроек, приколите их булавками и приступайте к обмеловке.

Обрисовывают выкройку дважды — по контуру детали и с уче­том припусков на швы. Для обрисовки можно использовать порт­новский мел, тонкий кусочек мыла или мягкий карандаш.

  1. Обведя контур выкройки, перенесите на ткань вытачки, контрольные точки, линии середины деталей. Булавки распола­гают таким образом, чтобы при раскрое слои ткани не смещались и не нарушался контур деталей.

Вырезают детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.

 

Итог 1 этапа урока:

  1. Проверка качества выполнения раскроя деталей юбки »клинка».

Учитель анализирует деятельность учащихся на уроке, отмечая рациональность раскладки деталей выкройки на ткани, правиль­ность выполнения обмеловки и приемов раскроя, качество выпол­нения работы, соблюдение правил безопасной работы.

  1. Выставление оценок, их аргументация.

 

 

 

  1. ПОДГОТОВКА ДЕТАЛЕЙ КРОЯ К ОБРАБОТКЕ

Цели: ознакомить учащихся со способами перевода линий кроя на симметричную сторону; закрепить умения в подготовке деталей кроя к обработке.

Оборудование: детали кроя, булавки, иглы ручные, нож­ницы,  портновский мел..

Учитель вы выполнили раскрой де­талей юбки «Клинка». Вырезав детали кроя, подготавливают детали кроя обработке. Сделать это можно несколькими способами:

1) С использованием булавок.

При этом способе булавки располагают точно по линиям контура выкройки и конструктивным линиям насквозь через два слоя. Ткани с  изнаночной стороны

2) При помощи копировальных стежков-силков.

Для переноса линий на другую сторону можно пользоваться копировальными стежками. Этот способ наиболее трудоемкий и годится для работы с плотными и объемными тканями (на других тканях нитки после разрезания быстро высыпаются). Линии кроя при этом способе переносят копировальными стежками-силками. нитками контрастного цвета.

  • 3) При помощи прямых стежков.

Конструктивные линии, которые необходимо видеть на лице­вой стороне (например, место расположения кармана), переносят прямыми стежками, нитками контрастного цвета.

  1. Демонстрация приемов переноса линий кроя на симметрич­ную деталь.

Учитель показывает приемы выполнения переноса контурных и конструктивных линий на симметричную деталь разными способами.

  1. Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу задания  по подготовке деталей кроя к обработке, самостоятельно выбирая способ переноса линий кроя в зависимо­сти от вида ткани.

Во время работы учитель делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения технологической операции, организации рабочего места, соблюдение правил безопасной работы.

 

Итог 2 этапа урока:

  1. Проверка качества выполнения работы по переносу контур­ных и конструктивных линий выкройки на симметричную деталь.
  2. Самоанализ деятельности учащихся.

Учащиеся анализируют свою деятельность, отвечая  на сле­дующие вопросы:

— Какой способ переноса линий кроя вы выбрали и почему?

— Были ли у вас трудности при выполнении операции?

—  Какие правила безопасной работы вы соблюдали, выполняя данную технологическую операцию?

— Как вы оцениваете качество выполненной работы?

  1. Выставление оценок, их аргументация.

 

  1. ПОДГОТОВКА ИЗДЕЛИЯ К 1-й ПРИМЕРКЕ.

 

Цели: ознакомить учащихся с последовательностью подго­товки изделия к первой примерке, инструкцией по проведению первой примерки; научить составлять последовательность подготов­ки изделия к первой примерке в соответствии с выбранной моде­лью, устранять выявленные дефекты; развивать пространственные представления.

Оборудование: детали кроя, булавки, иглы ручные, нож­ницы, нитки.

  1. Проверка готовности учащихся к следующему этапу урока.

Опрос учащихся по вопросам:

— Какими способами можно перенести линии с одной детали на другую?

— От чего зависит выбор способа переноса линий кроя?

— Какой способ переноса линии использовали вы и почему?

 

  1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. В результате раскроя вы получили выкроенные де­тали.

Далее необходимо подготовить  изделие  к первой примерке. Выполнять эту технологическую операцию нужно, руководствуясь следующими общими правилами.

Сначала сметывают клинья.

  1. Изучение последовательности подготовки изделия к первой примерке.

 

  1. IV. Физкультурная пауза.

Физкультурная пауза проводится через 20 минут работы. Уп­ражнения выполняются 4-6 раз.

Комплекс упражнений

Исходное положение — стоя у парты, ноги на ширине плеч.

  1. Исходное положение — руки опущены вдоль туловища, руки вытянуть вперед ладонями вверх, согнуть руки к плечам, вернуться в исходное положение.
  2. Исходное положение — руки на поясе, ноги на ширине плеч, выполнить наклон вперед, вернуться в исходное положение.
  3. Исходное положение — руки на поясе, ноги на ширине плеч, выполнить повороты туловища вправо и влево.
  4. Исходное положение — руки вытянуты вперед, выполнить сжимание и разжимание кистей рук.
  5. Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу  по подготовке поясного изделия к первой примерке.

Во время работы учитель делает целевые обходы, контролируя правильность организации рабочего места, выполнения последова­тельности операций, их качество, соблюдение правил безопасной заботы.

Изучение нового материала

  1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Задача  примерки — добиться правильного объема, баланса

изделия, правильной посадки его деталей, их соответствия эскизу в силуэте, пропорциях, линиях, форме и величине.

После проведения первой примерки приступают к обработке изделия.

Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу : сметанные детали юбки надевают на манекен и закрепляют изделие иголками на поясе.(область линии талии).

Учитель во время работы учащихся делает целевые обходы, контролируя правильность определения причин дефектов в изде­лии и выбора способа их устранения.

Итог3 этапа урока.

  1. Самоанализ деятельности учащихся.

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая  на следующие вопросы:

— Соответствует ли смётанное изделие эскизу выбранной вам! модели?

— Оцените посадку изделия на вашей фигуре.

— Добились ли вы нужного результата?

  1. Выставление оценок, их аргументация.

 

Домашнее задание: 1. выбрать модель юбки  для пошива,

подготовить ткань, принести см, бумагу, мелок, нитки, булавки, иголки.

 

 

Инструкционная карта№1.

Подготовка ткани к раскрою.

 

  1. Ткань проутюжи­вают в чуть влажном виде с изнаночной стороны, по долевой.

2)  Определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса.

3) Проверить, нет ли ткацких дефектов. Ткань просматривают с обеих сторон и отмечают мелом или карандашом  дефекты — узелки, дырочки, пятна, сбой

4) Срезать кромки, если они стягивают ткань.

5) Проутюжить ткань, чтобы удалить замины и складки.

6)  Подготовив ткань к раскрою, приступают к раскладке деталей выкройки на ткани.

 

 

Инструкционная карта№2.

 

Раскладка лекала на ткани и раскрой.

 

1). Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой сторо­ной внутрь, уравнивая рисунок.

2).Лекала юбки располагают вдоль кромки, в противоположные стороны (талия, низ), припуская по боковым сторонам по 1 см., по линии талии -1,5см., по линии низа 2-3см.

3).Производят обмеловку всех сторон лекала и припуски.

4). Выкраивают по линиям припусков.

 

 

 

Инструкционная карта№3.

 

ПОДГОТОВКА ДЕТАЛЕЙ КРОЯ К ПЕРВОЙ ПРИМЕРКИ

 

  1. выбрать способ для переноса линий на другую сторону.

 С использованием булавок.

При этом способе булавки располагают точно по линиям контура выкройки и конструктивным линиям насквозь через два слоя. Ткани с  изнаночной стороны

2.сметать клинья между собой.

  1. надеть юбку на манекен
  2. закрепить юбку на линии талии манекена.

5.исправить дефекты

 

 

 

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Вольтер